"С течением жизни мы узнаем приделы своих возможностей. Люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею" (З.Фрейд)

понедельник, 4 марта 2013 г.

Тест Роршаха.


Тест Роршаха. Тест на исследование личности


Сегодня предлагаю вам ознакомиться с тестом Роршаха, который направлен на изучение личности, а также выявление нарушений, которые могут быть в личностном развитии. Мы тут занимаемся саморазвитием личности, поэтому такой тест будет очень актуален. Для прохождения теста необходимо просто описать то, что вы видите на картинках. В качестве картинок предоставляется десять клякс на белых листах бумаги, которые в свою очередь являются симметричными относительно вертикальной оси. Еще важный момент заключается в том, что кляксы могут быть цветные или черно-белые.

Кто придумал тест Роршаха

Тест Роршаха был разработан в 1921 году психиатром и психологом из Швейцарии Германом Роршахом и основная его направленность – это исследование личности. Очень часто можно встретить названиепятна Роршаха. Есть много других тестов для изучения личности, но данный является наиболее распространенный, так как может дать ответы на многие вопросы, которые требуется узнать о испытуемом.
Когда Герман Роршах анализировал ответы, которые давали ему испытуемые, то открыл такое понятие, как Bewegung, которое связано с движением. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся образы. В результате Герман Роршах пришел к выводу, что подобное движение в случае когда человек здоров характерно личностям с богатым воображением, а среди людей с психическими расстройствами людям склоняющимся в нереалистичным фантазиям.
Еще Генри Роршах понял, что его кляксы подобны сновидениям и способны «открыть двери» в глубину человеческой личности., они открывают тайные желания и страхи присущие человеку. Надо заметить, что люди видящие симметрию в кляксах – это личности способные контролировать себя и критиковать, но самое важное, что они хорошо понимают происходящую ситуацию в которой им доводится быть в жизни.

Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха

1) Анализ того, как видит испытуемый объект. Если испытуемый описывает объект полностью, опирается на целостный образ, не важно происходит это в начале или вообще, то испытуемый при изучении объектов старается изучить непосредственно все связанное с объектом. Если описывается только отдельные части, то при познании мира испытуемый отдает предпочтение деталям и ему не важно их взаимодействие. (Пример: Можно описать, что воробей сидит на веточке, где растет листочек, а на нем гусеница. Но при этом можно сказать, что это просто старая покрышка)
2) Как описывается форма объекта. Если испытуемый описывая кляксу упоминает, что фигура имеет хорошую форму, то это основной признак того, что человек может себя контролировать при личных побуждениях. Еще считается, что форма в ответе является основным элементом интеллекта человека. Когда форма довольно слабо описывается, то о таком человеке можно сказать, что он обладает недостаточным самоконтролем и способен срываться в некоторых ситуациях. Если при этом к форме добавляется движение, то это явный признак наличия творческих способностей, а также воображения. Движение может делиться на два типа: активное (двигается автомобиль) и пассивное (идет время или уйти от судьбы). В зависимости от типа движения можно судить о том, к какому типу движения больше склонен испытуемый.
3) В каком цвете описываются объекты. Если используется такие цвета, как: белый, серый, черный – это говорит о опыте сдерживания в себе аффекта. Если при ответах используется цвет в сочетании с формой – такая личность хорошо контролирует свою эмоциональность, адекватно себя ведет в межличностных отношениях, при необходимости может сопереживать. Если при ответе испытуемый использует оттенок цвета – такая личность сильно восприимчива при общении общении и серьезно относится к нюансам при этом общении.
4) Стандартизация ответа. Если человек отвечает стандартно и видит фигуры, которые видят и другие испытуемые, то это свидетельствует и стереотипном мышлении человека. У него нет своего мнения, а при решении вопросов, подобно клише используются методы, которые до этого уже кто-то применял.
5) Если испытуемый видит движение неодушевленных объектов – это говорит о том, что этой личности характерны внутренние страхи, происходит внутренний конфликт, а во многих ситуациях он чувствует себя беспощадным. Исходя их этого при проблеме люди видящие движения пытаются побороть проблему благодаря своим внутренним ресурсам, а те кто не описывают движение при решении проблем стараются привлечь как можно больше внешних ресурсов.
6) Прозрачность объектов. Если в ответе человек видит прозрачное платье или внутреннее содержание сквозь тонкую пелену, то такой человек страдает нарушением мышления.
Данный тест позволяет комплексно оценить личность, но самое главное, что есть возможность получить такие данный:
Степени реалистичности восприятия действительности (использовании в ответах существующих форм объектов);
Эмоциональном отношении к окружающему испытуемого мира;
Эгоцентризм личности (обратить внимание на то, как испытуемый использует симметрию – для получения целого образа или использования в паре);
Степень активности или пассивности при общении с окружающим миром.
Далее я приведу пример этих знаменитых пятен Роршаха, а также укажу, какие наиболее частые ответы используются для описания, чтобы вы имели возможность оценивать стандартность ответов.

Пятно №1 (Летучая мышь, бабочка, моль)

Пятно №2 (Два человека, собаки, слоны, медведи)

Пятно №3 (Человеческие фигурки)

Пятно №4 (Шкура животного)

Пятно №5 (Летучая мышь, бабочка)

Пятно №6 (Шкура животного)

Пятно №7 (Две головы женщин или детей)

Пятно №8 (Любые животные за исключением кошек и собак)

Пятно №9 (Голова человека. В этой картинке довольно мало стандартных ответов)

Пятно №10 (Гусеницы, черви, краб, омар, паук, голова кролика)

Когда получены ответы на все картинки, то можно приступать к анализу этих ответов. Многие психологи и психиатры считают тест Роршаха валидным, т.е. таким, который можно применять и он достаточно точно дает ответы на все возникающие вопросы о личности. На этом будем заканчивать, а вы можете продолжать анализировать себя и окружающих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий